Готический собор Глостера

Одной из достопимечательностей западной Англии, является кафедральный собор Глостера, который  служит ярким примером перпендикулярного готического стиля.

Как известно, развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской стал причиной разрыва с римской католической церковью и Реформацией в Англии. Одним из первых, поддержавших «Акт о супрематии» (1534), в соответствии с которым король становился главой новой английской церкви, был аббат Глостера Уильям Мэльверн Паркер.Готический собор в Глостере

 В 1536 году парламент принял закон о роспуске всех монастырей с доходами менее 200£ в год. К 1539 году все существующие монастыри были закрыты а их земли отошли короне. Аббатство Св. Петра в Глостере было официально закрыто 2 января 1540. Большинство церквей и монастырей аббатства на основании закона 1539 года прекратили свое существование. Некоторые были проданы местным округам, разрушены или стали использоваться в различных, не связанных с религией целях.

Витражи восточного окна часлвни Богородицы в соборе Глостера
Витражи восточного окна часлвни Богородицы

Всего во время Реформации были разрушены, по крайней мере, семнадцать римско-католических соборов. Генрих VIII намеревался создать двадцати одну новую епархию в Англии. Глостерский собор, ставший в сентябре 1541 г. Кафедральным собором Святой Троицы, стал центром одной из шести бывших католических епархий, которые вошли в состав новой английской церкви.

Центральная башня готического собора в ГлостереПочему же Св. Аббатство Петра не постигла участь остальных католических религиозных центров? Хотя Глостер был важным городом, а само здание уже во времена Тюдоров являлось архитектурной достопримечательностью, его спасение скорей всего стало возможным благодаря связи с монархией или связи монархии с ним.

Крипта Глосторского собора в романском стиле
Крипта

Долгая история Глостера как религиозного центра западной Англии началась в 681 году, когда наместник короля Мерсии Осрик основал тут аббатство Св. Петра. Два века спустя в Глостер были перенесены мощи Св. Освальда и монастырь принял его имя. В 1022 году решением епископа Вустера, Валстэна I, аббатство было передано ордену бенедиктинцев. Последний саксонский аббат умер в 1072 году. К тому времени в обители оставалось всего 2 монаха и 8 служек. Новым епископом стал аббат Серло, прибывший из монастыря Мон-Сен-Мишель, одного из самых значительных в Нормандии. Под его руководством монастырь стал развиваться и перестраиваться, становясь важным религиозным центром в западной Англии. Ко времени его смерти в 1104 году более сотни монахов составляли общину монастыря.

Крипта Глосторского собора в романском стиле
Крипта

В 1088 году пожар уничтожил монастырскую церковь, и на следующий год в аббатстве приступили к строительству нового здания. Проект был создан в романском стиле под влиянием недавно построенного Вустерского собора (1084), а крупные цилиндрические колонны, поддерживающие неф в западной части, почти такие же, как в  аббатстве в Тьюксбери.

Алтарь в часовне Богородицы в Глостерском соборе в Англии
Алтарь в часовне Богородицы

Поскольку строительство соборов занимало много лет, изменение архитектурных вкусов влияло на развитие проекта сооружения. Аббатство и собор в Глостере не были исключением. Именно степень архитектурного экспериментирования аббатства и делают его самым интересным созданием этого периода.

1. Строительство собора состояло из шести этапов.

2. Склеп и восточный предел при аббате Серло, 1089-1104;

3. Северный предел и хор при аббате Вигморе, 1329-1337;

4. Монастыри при аббате Хортоне, 1351-1377;

5. Южные ворота и изменение восточной стороны нефа при аббате Морване, 1421-1437;

6. Центральная башня при аббате Сиброуке, 1450-1457;

7. Часовня Богоматери при аббатах Хэнли, 1457-1472, и Фарли, 1472-1499 гг..

Лицо Одина на капителе нормандской колонный в склепе Глостерского собора
Лицо Одина

Строительство началось со склепа и восточного предела собора. Склепом, или нижней церковью, обычно называют нижний ярус здания, расположенный под землей. Новый склеп в Глостере был создан намного больше и более универсальным, чем его англосаксонский предшественник. В нем нашлось место алтарям и часовням, хранящим священные реликвии. Это пятый по величине англо-норманнский склеп такого типа в Англии, с низкими сводами и массивными колоннами с резными капителями. Большинство капителей колонн склепа украшено простым узором из листьев аканта, но на некоторых из них вырезано лицо человека с большими глазами и очень длинными усами. Доподлинно неизвестно, кто это, но подобные лица часто  изображались в Северной Европе. Одна из теорий состоит в том, что это старый бог викингов – Один.

Арки в романском стиле в Глостерском соборе
Нормандские арки

В июле 1100 года восточный предел был достроен и освящен. После смерти аббата Серсо из-за отсутствия финансирования строительство продолжалось только силами самих монахов и завершилось к 1216 году, когда Глостерский собор был избран для коронации молодого Генриха III.

Нормандский неф и ранне-английский свод Глостерского собора
Нормандский неф

Большая часть восточного и северного пределов и прилегающая к ним часть нефа выполнены в романском стиле. Для него характерны толстые стены, однообразные ряды массивных колонн и полукруглых арок, крестовые своды.Крестовый свод в соборе в Глостере

Мощные колонны (32 фута высотой и 6 футов в диаметре) и типичные нормандские зигзагообразные арки нефа остались нетронутыми с момента их завершения в конце 11-го века.

Гробница рыцаря в готическом Глостерском соборе
Гробница рыцаря

Строительство собора продолжалось медленными темпами, с течением времени менялся дизайн сооружения. Ранний английский готический стиль представлен сводом нефа 1242 года, заменившим старую деревянную крышу, и преградой в конце северного трансепта.

Ребристый готический свод хора в Глостерском соборе
Ребристый готический свод

Коронация Генриха III придала аббатству важное значение в политической и религиозной жизни Англии. Престижу Глостерскому собору добавили захоронения под его сводами многих высокопоставленных и знаменитых людей. Кроме могил аббатов, здесь похоронен старший сын Вильгельма Завоевателя, Роберт, герцог Нормандии и король Эдуард II.

Памятник королю Эдуарду II в Глостерском соборе
Эдуард II

Мемориал Роберту расположен в южной части амбулатория Его младший брат, позже король Генрих I, заключил Роберта в тюрьму в 1106 году. Он умер в плену в Кардиффском замке в 1134 году и был похоронен в Глостерском аббатстве. Изображение сэра Роберта было вырезано ирландского мореного дуба в 13-м веке, как дань рыцарю, участнику Первого Крестового похода.

Гробница принца Осрика в готическом соборе ГлостераВ северной части амбулатория около алтаря, находится памятник Осрику, принцу Мерсии, который основал первое аббатство на этой территории в конце седьмого века н.э. Памятник был создан в 1530-х годах и изображает Осрика, держащего в руках миниатюрную церковь.

В 1327 году аббат Токи, принял тело Эдуарда II после того, как аббаты Бристоля, Кингсвуда и Малмсбери отказались от похорон короля в пределах своей территории. Эдуард II был похоронен в северном проходе за главным престолом. Ужасное убийство короля во время его заточения в замке Беркли превратило его в неофициального святого, и привлекало множество паломников. В 14-ом веке могила Эдуарда II служила значительным источником дохода. Деньги, полученные от паломников, шли на финансирование строительства. Знатные люди часто жертвовали реликвии и драгоценности. Так, Эдуард, Черный принц, передал аббатству часть «Животворящего Креста». королева Филиппа — набор реликвий, а королева Джоан — большой рубин.

Памятник в часовне Богородицы в Глостерском соборе
Памятник в часовне Богородицы

Эти дары вместе с пожертвованиями паломников дали аббату Вигмору финансовые средства, необходимые, чтобы нанять главного каменщика двора, Уильяма Рэмси, для реконструкции собора и оформления надгробия Эдуарда II. Памятник находится в галерее к северу от главного алтаря. Это одна из самых ранних алебастровых резных фигур в Англии.

Гробница Роберта Нормандского в Глостерском соборе
Гробница Роберта, герцога Нормандии

В 1331 году аббат Вигмор начал амбициозный проект по реконструкции собора, которая продолжалась в течение 20 лет. Хотя узор окна в южном проходе типичен для украшенного стиля готики, большая часть церкви (южный трансепт и хор) была сделана заново в совершенно новом перпендикулярном готическом стиле. Южный трансепт в церкви аббатства в Глостере, датируемый 1337 годом, считают самым ранним примером перпендикулярного стиля. Большое восточное окно и сиденья в хоре были установлены приблизительно в 1350 г.

Южный портал готического собора в Глостере
Южный портал

Впервые стиль перпендикулярной готики появился в Лондоне в часовне Вестминстерского аббатства и доме капитула в старом соборе Св. Павла, но оба они были разрушены огнем. Таким образом, в Глостере представлен самый ранний и наиболее полный образец перпендикулярной готической архитектуры Англии.

Скульптуры южного портала готического Глостерского собора
Южный портал

С середины тринадцатого века в результате войны с Францией английское искусство и архитектура становились все более и более замкнутыми. Отсутствие связи с материком дало возможность английским мастерам развивать собственные идеи в дизайне и  художественном оформлении церквей. Несмотря на то, что в основе перпендикулярной готики лежит французский «лучистый» стиль, он представляет собой самостоятельное развитие этого направления английскими зодчими. В его основе лежит прямоугольная решетка, состоящая из вытянутых панелей, заполненных каменным резным узором, наверху панель оформлена маленькой остроконечной аркой.

Хор готического собора в Глостере
Хор

Школа каменщиков Севернской долины начала 14-го века была особенно творческой. В Глостере они экспериментировали со стилем художественного оформления интерьера здания. Узорные панели покрывают стены, арочные проемы и окна собора. Благодаря использованию такой решетчатой структуры появилась возможность довести окна до гигантских размеров. В результате давящая сумрачная атмосфера романского собора исчезла, во внутрь здания проникло солнце, заигравшее разноцветными лучами в интерьере.

Христос и Дева Мария в витражном восточном окне в Глостерском соборе
Христос и Дева Мария

Огромное витражное восточное окно заполняет всю восточную часть собора. Оно слегка наклонено для  большего сопротивления силе ветра. Когда-то оно было самым большим витражным окном в Европе, Его высота составляет 72 фута, а ширина — 38 футов. Это равно по величине теннисному корту. Сегодня оно соперничает за звание самого большого витража в Англии с окном собора в Йорке.

Деталь витража восточного окна в Глостерском соборе
Деталь витража восточного окна

Рисунок витража представляет собой порядок подчиненности от земли до небес. Начиная с дворянства, через ряды епископов и аббатов, святых, апостолов и ангелов, взгляд достигает небес, где ангелы, играющие на музыкальных инструментах, окружают Бога.

Деталь готического ребристого свода хора Глостерского собора
Деталь ребристого свода хора

Нижний уровень составлен из щитов рыцарей, участвовавших в сражении при Креси. Восточное окно считается первым военным мемориалом в Англии.

Деталь готического ребристого свода хора Глостерского собора
Веерный свод

Зодчие Глостера использовали два типа сводов в аббатстве: ребристый готический свод и веерный. Самый ранний известный образец свода ребристого готического свода находится в южном трансепте и над хором. Он относится к 1337 году.

Деталь готического ребристого свода хора Глостерского собораМеста пересечения ребер декорированы резными фигурками ангелов, играющих на музыкальных инструментах. Первые веерные своды были созданы в южной галерее клуатра и датируются приблизительно 1351 годом.

Деталь готического свода хора Глостерского собораХор с 46 средневековыми сидениями сохранился с середины 14-го века в превосходном состоянии. После викторианской реставрации сиденья хора пополнились двенадцатью misercord.Средневековые сидения хора в соборе Глостера

Misercord представляет собой маленькую деревянную полочку на обратной стороне откидного сиденья в церкви.

Резьба на сидениях хора в Глостерском соборе
Резьба на сидениях хора

Ее целью было обеспечить некоторую степень комфорта для человека, обязанного стоять в течение длительных молений.

Сидения хора готического собора в Глостере
Сидения хора

Центральная башня была построена между 1450 и 1457 годами. Ее высота составляет 69 м (225 футов). Наверх ведет 269 ступеней. С высоты башни в ясный день открывается сорокамильная панорама Глостершира.

Перпендикулярный готический стиль центральной башни Глостерского собора
Центральная башня

Восточный конец собора занят часовней Борогодицы. Ее строительство завершилось в 1470-х годах, и отражает расцвет перпендикулярного готического стиля в конце 15-го века.

Витражи часовни Богородицы Глостерского собора
Витражи часовни Богородицы

Тонкие стены часовни Борогодицы заполнены витражами. Средневековое стекло не сохранилось. Витражи были выполнены в начале 1900-х годов Кристофером Уоллом.

Пол в хоре Глостерского собора
Изгнание Адама и Евы из рая

Собор Глостера понес незначительный ущерб во время английской гражданской войны, но в 1649 году новый Парламент принял решение разрушить собор. К счастью, городские власти Глостера выкупили его в 1656 году и он был сохранен. В благодарность за это, мэру дали трон напротив трона епископа в хоре, он находится там до сих пор.

Часовня Св. Андрея в готическом соборе Глостера
Часовня Св. Андрея

В период 1867-1873 годов был предпринят ремонт собора под руководством сэра Джорджа Гильберта Скотта.

Собор Глостера избежал повреждений во время Второй мировой войны, но меры предосторожности были приняты. Большое восточное окно разобрали и перенесли в склеп. После войны он был собран по старым открыткам.

Веерный готический свод в соборе Глостера
Веерный готический свод

Веерные готические своды клуатра 14-го века, которые считаются самыми красивыми в Европе — главная достопримечательность аббатства Глостера.

Глостерский собор является также кинематографической достопримечательностью Англии. Здесь проходили съемки сцен в школе Хогвартса в фильмах о Гарри Поттере. Школа Хогвартс обрела свой кинематографический образ именно благодаря собору в Глостере. Некоторые прихожане протестовали против проведения в соборе съемок, поскольку отношение к Гарри Поттеру в Англии неоднозначно.

Веерный свод клуатра Глостерского собора
Веерный свод клуатра

По их мнению, делать собор местом съемок фильма про колдовство недопустимо. И все же съемки состоялись.  Одним из доводов духовного руководства состоял в том, что “Гарри Поттер” — это добрая детская книжка, а съемки, проведенные в соборе, как раз и придадут фильму необходимую духовность.Бенедикт Камбербэтч в роли Ричарда III в Глостерском соборе

В конце 2014 года Глостерский собор еще раз стал местом съемок, на сей раз сериала ВВС по трагедиям Шекспира. В работе над фильмом «Ричард III» принимали участие многие известные английские актеры и среди них, Бенедикт Камбербэтч в роли самого короля Ричарда.

Информация для туристов

Собор открыт ежедневно с 7:30 до 18:00.

Посещение собора бесплатно, но взрослых посетителей просят сделать пожертвование 5.00£ каждый на обслуживание здания. Для того, чтобы сделать фотографии, необходимо в магазине сувениров купить разрешение за 3.00£.

Другие интересные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *