Немного есть более интересных мест на Британских островах, чем Уэллс — Город источников. Веллис или Эд Фонтес древних британцев.

Английский Брюгге, где ров все еще окружает Дворец Епископа и, почти, все, на что падает взгляд, напоминает о времени и нравах, которые исчезли в период Реформации. Город вырос вокруг собора и его мир всегда был полон спокойствия, христианского миросозерцания.
Так было до летнего дня 1685 года, когда солдаты герцога Монмута не устроили конюшню в нефе собора.
Wella – на древнеанглийском языке означает «родник, источник». Именно из-за большого количества родников Уэльс получил свое название.

Древние британские племена поклонялись природе, многие священные места находились около рек, озер, родников. Один из таких источников до сих пор находится в саду дворца епископа Уэллса. Судя по археологическим раскопкам территория, на которой построен собор была обжита еще в каменном веке. Благодаря родникам в этой местности хорошо развивалось сельское хозяйство и росло население.
Около 705 года н.э. саксонский король Уэссекса, Ин, основал христианскую церковь на территории, которая сейчас занята монастырскими строениями. Она была посвящена Св. Андрею. Первое упоминание о ней находится в документах 766 года, где ее именуют как «церковь около большого источника Уэллса».
Уэллс и прилегающие к нему районы были богатыми процветающими, хорошо населенными. В 909 году он стал центром новой епархии Сомерсета, известной теперь как епархия Бата и Уэллса. Церковь стала собором, местом нахождения епископа.
Собор тогда находился под управлением известного епископа Альдхельма. Два века спустя Сомерсет стал отдельной епархией.

Первым Епископом Уэллса был Ательм, дядя Св. Данстана. Оба они стали позднее Архиепископами Кентерберийскими. Дядя короновал короля Ателстана, а племянник — короля Эдгара. Один из самых уважаемых епископов в истории собора — Джизо Лотарингец.
Он был из тех способных иностранцев, которых Эдуард Исповедник привлек в Англию.
Посланный с миссией от короля Папе Римскому, он был посвящен в Риме в 1061 году. Джизо стал основателем монастыря в Уэллсе.

От строений того времени почти ничего не осталось. Существующая церковь была сооружена в основном в конце 12-го и начале 13-го веков.
Собор в Уэллсе был первым английским собором, построенным в раннем английском готическом стиле с остроконечными арками. Собор в Линкольне последовал через 10 лет, а в Солсбери — 30 лет спустя.
Ранний английский готический стиль присутствует в пропорциях здания, почти равных по высоте и длине. Этот стиль придал Уэллсу новый соответствующий эпохе облик, с тех пор оставшийся без изменений.

Собор построен из местного известняка, имеющего мягкий сливочный цвет. Он добывался в карьере на расстоянии восьми миль от города. Это камень все еще используется для ремонта собора.
Западные секции хора, два трансепта и неф были закончены и освящены в 1239 году. Художественное оформление великолепного Западного фасада под присмотром епископа Джоселина продолжалось приблизительно до 1260 года.
Во время его епископата были построены не только западный фасад собора, но также дворец епископа, школа певчих, грамматические школы, больницы для путешественников, часовни и замок в Вуки, в двух милях от Уэллса.
Западный фасад собора – это шедевр готического английского стиля, созданный Томасом Норреусом. Он обрамляется с двух сторон башнями, верхние части которых выполнены в Перпендикулярном готическом стиле и содержат девять рядов заполненных скульптурами. Их около 300, почти все в полный человеческий рост, а некоторые до 2,5 м высоты. Они изображают ангелов, святых и пророков, королей и королев Англии, епископов и сорок восемь библейских персонажей.

На фасаде представлены картины Воскресения (около 150 фигур) и Страшного Суда. В наше время даже трудно вообразить красоту собора в средние века. Фигуры были покрыты серебром и золотом, алым, фиолетовым и синим цветом. Это, должно быть, походило на страницу из великолепной средневековой книги.
Собор был разрисован не только снаружи, но и внутри. По остаткам краски в щелях видно, насколько ярко был окрашен интерьер. Главным каменщиком нефа был Адам Локк, одаренный скульптор широко известный в свое время. По его проекту столбы нефа превратились в аллею каменных деревьев, покрытых густой листвой вверху.

На более близком расстоянии видно, что листья населены различными мифическими существами и людьми.


Ко времени завершения строительства собор оказался слишком маленьким для выросшей роскоши литургии.
Возникла необходимость в дополнительных помещениях для выполнения многочисленных ритуальных действий.

Поэтому в начале 14 века начался новый этап строительства.

По распоряжению епископа Дрокенсфорда главный каменщик Томас Уитни возвел центральную башню и достроил к зданию собора восьмиугольную Часовню Богородицы (1326 г.) в восточном пределе.

Башня, достигающая высоты 160 футов, значительно увеличила вес центральной части собора.

Проблема была решена с большой изобретательностью. В 1338 году для укрепления здания были добавлены три арки, названные «ножницами».

В 1390 году в соборе появились астрономические часы. Средневековые часы кроме времени дня показывают еще фазы луны и движения звезд.

Часовня Богородицы, богато украшенное восьмиугольное помещение соединяется с хором и считается самым красивым восточным пределом среди соборов Великобритании.


Профессор Е.А.Фримен написал о ней: «С изящной красотой Часовни Богородицы все знакомы; но вы не могли не отметить, насколько отлична она от остальной части церкви.

Она прекрасно выглядела, даже если бы стояла как отдельное здание. Она придает форму апсиды алтарной части собора, но это намного больше, чем апсида
Это — фактически, октогон, не меньший, чем Зал капитула, но более красивый по форме». Витражные окна были разбиты во время гражданской войны солдатами герцога Монмута (1685).
Теперь они заполнены фрагментами битого стекла. Только восточное окно было восстановлено в середине 19-го века.

К Часовне Богородицы ведет великолепный неф. Колонны делят его на десять маленьких капелл. На капитулах колонн вырезаны различные сцены из городской жизни. Одна показывает сапожника, другая вора фруктов, третья, лису с гусем или человека с зубной болью.

Строительство Зала Капитула было начато около 1250 года, но не закончено до 1306.

Зал в Уэллсе – единственное восьмиугольное здание капитула, построенное над подземным склепом. За время, прошедшее с начала строительства собора готический стиль изменился. Пришло время украшенной готики. Дом Капитула – триумф украшенного готического стиля. Изящный каменный орнамент окружает каждую арку.
Каменное кружево отделяет 40 лож, в которых располагались члены Капитула. Здание соединено с собором непревзойденной по красоте лестницей.
Здание монастыря, имеющие размеры 160 на 150 футов, лежат на юг от собора. Стиль строений, их внешние стены и юго-восточные двери принадлежат тринадцатому веку. Существующая восточная галерея, выше которой находится библиотека, была построена во время епископа Бабвита (1407-24 гг.).

Эта средневековая библиотека, считается самой длинной в Англии. Западная галерея, с певческой школой, была построена епископом Бекингтоном (1443-65 гг.).

На внешних стенах много памятников предыдущих веков, главным образом перемещенных из собора в середине 19 века.

Переулок священников, с его пятьюдесятью небольшими зданиями, формирующими самый красивый готический пассаж в Англии, был первоначально построен для певческой капеллы Собора. Здесь, время, кажется, остановилось с тех пор, как епископ Ральф Шрусбери проектировал его в середине четырнадцатого века.

