Шекспировский театр Глобус

История елизаветинских лондонских Театров

Первое театральное здание Лондона было построено в Шордиче Shoreditch в 1576 году. Его владельцем был Джеймс Бербэдж, который заключил с владельцем земли 21-летний арендный договор с разрешением построить театр. Здание так и было названо – Театр. До этого времени пьесы игрались во внутренних дворах гостиниц, на площадях или в домах аристократов. После появления Театра в Лондоне открылись еще несколько: Rose Theatre (1587), Глобус (1599) и театр Hope Theatre (1613). Самым известным театром елизаветинской эпохи был «Глобус», созданный компанией, одним из пайщиков которой был Шекспир.Лондонский театр Глобус

В то время театры использовались не только для театральных представлений, там играли на деньги, устраивали  травлю медведей, а иногда в них располагались бордели. Скопление людей и теснота создавали вызывали ссоры и драки, привлекали воров и способствовали распространению чумы. Все это вызывало протест почтенных горожан и в 1596 году власти Лондона запретили общественное представление пьес в пределах Сити. Все театры, расположенные в Городе, были вынуждены переехать на южный берег Темзы.

Арендный договор на землю, на которой был построен Театр, должен был истечь в конце 1597 года. Землевладельца звали Джайлсом Алленом. Он относился неодобрительно к театральным постановкам,  и театру в целом, воспользовавшись окончанием старого договора он резко поднял стоимость аренды в новом. Труппа отказалась платить такую сумму, все попытки договориться провалились. Джайлс Аллен решил разобрать здание театра и продать  строительные материалы. Но Бербэдж нашел пункт в старом арендном договоре, позволяющий театральной компании демонтировать построенное ими здание. Актеры решили сами разобрать сооружение и перенести его на  новую территорию на южном берегу реки в Саутварк Southwark. Новый театр назвали «Глобус».

Театр «Глобус» в Саутварке

Театр «Глобус, построенный плотником Питером Смитом и его рабочими в течение шести месяцев, был самым великолепным театральным зданием, который Лондон когда-либо видел до 1598 года.

Рисунок Лондона в 1616 году
Лондон в 1616 году

Он был выполнен в виде амфитеатра, напоминающего римский Колизей, и достигал 100 футов в диаметре. Арена, которую называли «ямой» или «двором», имела приподнятую на 5 футов сценическую площадку с одной стороны и была окружена тремя рядами галерей с крышей и балконами, выходящими на дальний конец сцены. Театр мог вместить до трех тысяч человек. Точных размеров сцены не сохранилось. Предполагают, что ее ширина была от 15 до 20 футов, а глубина – до 45 футов. На сцене располагались колонны, «Геракловы» столбы, сделанные из двух огромных стволов деревьев, которые поддерживали крышу, названную «Небеса» Heavens.

«Небеса» создавали область, скрытую от зрителей, которая давала возможность актерам появляться на сцене, а также позволяла скрыть оснащение, которое использовалось для создания спецэффектов.

интерьер старого театра ГлобусНад сценой располагалась галерея. Здесь находилось несколько помещений. Комнаты Лордов  Lord’s rooms располагались прямо над сценой. Это помещение рекламировалось, «как лучшие места театра», хотя оттуда можно было видеть только спины актеров, их голоса были слышны хорошо. Главным преимуществом было то, что зрителям прекрасно были видны сидящие там аристократы.  Стоимость удобных мягких мест в комнатах Лордов составляла 5 пенсов.

Часто одна из комнат использовалась актерами в постановке, например, как балкон Джульетты. Музыканты, которые впервые появились в постановках театра в начале 17-го века, также располагались в этих помещениях.

Комнаты Господ Gentlemen’s rooms были балконами слева и справа от комнат Лордов. Их предлагали богатым покровителям театра по цене 4 пенса.

Маленькая костюмерная Tiring House находилась позади сцены и была отделенная занавесом. Актеры использовали ее, чтобы сменить наряд. Небольшое помещение над костюмерной было складом.

Интерьер театра ГлобусТеатр Глобус пользовался огромным успехом. Он был построен в непосредственной близости от Медвежьего сада Bear Garden. Прибыль этого заведения резко упала, и в 1614 году Хенслоу и Эдвард Аллеин (самый известный актер в елизаветинской Англии) выкупили его и заменили новым театром, который они назвали театром Надежды Hope Theatre. Наверно, имелась в виду надежда увести большую часть публики «Глобуса».

Конкуренция между театрами была огромна. Популярные театры привлекали много людей и приносили хорошую прибыль. Но в то время не было принято играть одну пьесу изо дня в день. Необходимо было постоянно обновлять репертуар. Как только пьеса была написана, труппа немедленно приступала у постановке. Печатали текст пьесы только после того, как она уходила со сцены. Актеры всегда использовали только черновики. Конкурирующие театральные компании посылали своих шпионов, чтобы они записывали текст новых пьес. Во времена Шекспира не существовало авторское право. Поэтому существует несколько версий известных шекспировских пьес. Эти несанкционированные, записанные на слух, тексты пьес Шекспира были позже изданы отдельным томом. Их называют текстами Quarto, по размеру книги.Интерьер театра Глобус

Успех елизаветинских театров, включая «Глобус», был таков, что другие формы развлечений сильно потеряли свою привлекательность и доход. В 1591 году их растущая популярность привела к закону, закрывающему все театры по четвергам, чтобы дать возможность заработать другим увеселительным заведениям.

В елизаветинские времена тоже не брезговали рекламой. Над зданием «Глобуса» возвышалась небольшая башня с флагштоком. Флаги поднимались в день спектакля. Для информации публики использовалось цветное кодирование — черный флаг означал трагедию, белый — комедию и красный – историческую драму.

Эмблемой театра «Глобус» был Геркулеса, несущий Земной шар на своих плечах. Герб располагался над главным входом в театр. Девиз на нем гласил «Totus mundus  git histrionem» (целый мир — театр).

Постановки в театре «Глобус»

Цель постройки нового здания театра состояла в том, чтобы получить возможность использовать спецэффекты в постановках, такие как дым, фейерверк, летающие актеры и даже стрельба из настоящей пушки. В полу сцены были люки, из которых неожиданно появлялись или исчезали действующие лица.

У театральной публики не было времени скучать. Всего за две недели театр мог представить «одиннадцать спектаклей десяти различных пьес». Обычно актеры шекспировского театра вообще получали свои реплики прямо перед спектаклем, если вообще их видели. Часто за кулисами располагался человек, который шептал текст актеру во время действия. Для ускорения процесса  актерам выдавали только список их реплик, без объяснения всей пьесы. Эта техника позволяла не тратить время на репетиции новых спектаклей.

Макет сценической площадки шекспировского театра Глобус
Макет сцены

Персонажей женского пола играли мальчики. Актерская профессия не была достойной уважения, поэтому было невероятно, чтобы какая-либо женщина появилась на сцене. Самыми известными актерами елизаветинской эры были Эдвард Аллеин и Уилл Кемп.

Театральные зрители  «Глобуса»

Рисунок старого театра ГлобусШирокая публика  эпохи Шекспира платила 1 пенс за право стоять в «Яме» театра. Дворянство располагалось на галереях, где их ждали комфортные мягкие места.  Богатые дворяне могли смотреть спектакль с ряда стульев, расположенных прямо на сцене. Спектакли проходили днем, поэтому не использовалось никакого искусственного освещения. Часто женщины из высших слоев общества носили маску, чтобы не быть узнанными.

Зрители должны были положить один пенс в коробку у входа. Право сидеть на первой галерее стоило еще одного пенса в коробку на лестнице. За место на второй галерее платили еще пенс на втором лестничном пролете. После начала спектакля кассу переносили в комнату за кулисами. Прибыль разделялась между членами театральной компании и владельцем театра, Джеймсом Бербэджем владевшим арендным договором на землю. Вследствие таких расчетов,  Шекспир, например,  получал приблизительно 10% прибыли, хотя у него была 20%-я доля.

Конец старого театра «Глобус»

В 1613 году в театре произошел сильный пожар. После неудачного выстрела из пушки загорелась соломенная крыша, и здание сгорело дотла. Через год театр был восстановлен и продолжил работу.

Шекспировский театр Глобус
Театр «Глобус»

В 1642 году, под давлением пуритан, английский Парламент принял постановление, запрещающее все театральные постановки. В 1644 году «Глобус» был разрушен пуританами. Высшей точки гонения на театры достигли в 1648 году, когда пойманные в момент представления е актеры, должны были быть подвергнуты порке, а зрители  оштрафованы на пять шиллингов. После смерти Кромвеля власть пуритан ослабела. Реставрации английской монархии в 1660 году вернула театры в жизнь англичан. Но «Глобус» в то время не был восстановлен. О новом рождении в Лондоне шекспировского театра «Глобус» читайте в следующей статье.

Другие интересные статьи

2 Comments

Add Yours

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *